Crusader Kings III — гайд по Чертам характера
Войны были обычным делом в Средние века, и Crusader Kings III не является исключением. Поле боя часто является наиболее целесообразным средством добиться своего, несмотря на риски и затраты. Хорошо спланированная и хорошо проведенная война может привести к огромному расширению вашего королевства или даже к короне на вашей голове.
Военные действия в Crusader Kings III сложнее, чем в большинстве других игр, но как только вы освоите их, вы сможете отстаивать свои права как профессионал. А пока вот все, что вам нужно знать об объявлении, ведении и выигрыше войн.
Персонажи в Crusader Kings III не могут просто объявить войну, когда им вздумается. Прежде чем начать конфликт, вам понадобится соответствующий «Казус Белли» — латинская фраза, означающая «повод для войны». В Crusader Kings III войны должны быть обоснованы, и ваш «Казус Белли» определяет, за что вы воюете и что получите в случае победы.
Наиболее распространенные виды «Казуса Белли» — это те, которые позволяют вам предъявить претензии на землю, которую вы не контролируете. Это не обязательно должны быть ваши собственные претензии — вы можете начать войну от имени любого человека в вашем дворе, включая гостей. Все претензии персонажа можно просмотреть, щелкнув на его портрете.
Вы также можете вести войну за землю, которая юридически является частью ваших владений, но принадлежит кому-то другому. Например, если вы король Англии, но Йорк принадлежит кому-то другому, вы можете объявить войну, чтобы вернуть Йорк, даже если никто при вашем дворе не имеет личных претензий, поскольку де-юре он является частью Англии. Однако имейте в виду, что если земля слишком долго находится за пределами своего королевства де-юре, она юридически станет частью королевства ее нынешнего владельца, лишив вас возможности вернуть ее обратно.
В зависимости от религии и культуры вашего персонажа, может возникнуть множество других «Казусов Белли», предоставляющих новые возможности для завоеваний. Священные войны, в частности, могут принести вам огромные территории, захваченные у правителей другой веры. Будьте начеку и будьте готовы действовать в соответствии с мощными оправданиями!
Когда у вас будет подходящий «Казус Белли», вам нужно будет официально объявить войну. Щелкните правой кнопкой мыши на персонаже, с которым вы собираетесь сражаться, и выберите опцию «Объявить войну». Для иностранных войн вам нужно будет объявить войну самому высокопоставленному сеньору в стране-цели. Это означает, что вам, скорее всего, придется объявить войну королю или королеве, или даже императору или императрице!
Если вы сражаетесь внутри королевства (например, с герцогом, который присягнул тому же сеньору, что и вы), вам нужно объявить войну только главной цели. Могущественные монархи могут объявить междоусобные войны между своими вассалами вне закона позже в игре, поэтому воспользуйтесь шансом захватить земли, пока есть такая возможность.
На экране «Объявление войны» вы можете выбрать один из доступных «Казусов Белли», чтобы использовать его в качестве обоснования конфликта. Обратите внимание на возможные исходы каждого из них; в зависимости от казуса белли, результаты войны определяются тем, кто победит.
Каждый «Казус Белли» требует, чтобы атакующий потратил Престиж или Благочестие, которые обычно возвращаются, пока вы побеждаете. Мощный «Казус Белли» также требует, чтобы нападающий имел достаточно высокий ранг Престижа или Благочестия, поэтому, если вы хотите захватить большие территории, может быть, стоит отложить войну на несколько лет, чтобы достичь необходимой славы.
Как только война объявлена, поднимите свои армии на вкладке «Военные» и приготовьтесь к сражению! Пока ваши армии подняты, их содержание значительно увеличивается, поэтому перед началом войны убедитесь, что у вас в запасе достаточно денег.
Армии можно поднимать в одной или нескольких точках сбора в пределах вашего королевства. Вначале у вас есть одна точка сбора в столице, обозначенная красным знаменем, но вы можете назначить несколько точек сбора на вкладке «Военное дело», нажав на знак плюс рядом с цветными знаменами внизу. Если у вас большое королевство, важно иметь точки сбора в ключевых стратегических местах, чтобы ваши войска можно было легко поднять туда, куда вам нужно.
После поднятия армии появляются на карте, но у них еще нет солдат. В течение следующих нескольких дней или недель недавно поднятые армии наполнятся до максимальной численности, так как солдаты со всего королевства прибудут к точке сбора. Рекомендуется держать свои армии в точке сбора до тех пор, пока они не будут полностью укомплектованы.
Армии могут быть разделены на меньшие армии или, если несколько армий находятся в одной провинции, они могут быть объединены в одну силу. У каждой армии есть командир, обычно это персонаж с наивысшей боевой характеристикой при вашем дворе. Если персонаж с самым высоким рангом недоступен (например, если он уже командует другой армией), игра будет перемещаться по списку, пока не найдет подходящего кандидата.
Вы также можете вручную назначить командующего, если хотите, чтобы конкретный персонаж завоевал престиж на поле боя… или если вы втайне надеетесь, что он не вернется. Командир всегда сражается в своей армии в качестве рыцаря (см. ниже).
Каждая армия в Crusader Kings III состоит из трех основных типов войск. Левиты состоят из крестьян-призывников и составляют подавляющее большинство состава каждой армии. Хотя левиты — самые слабые солдаты в игре, их численность необходима, чтобы держать строй и не быть подавленным.
Воины при оружии — это профессиональные солдаты, которые специализируются на определенном виде боя. Вы можете нанять людей с оружием на вкладке «Военное дело»; каждый полк несет первоначальные расходы на наем и ежемесячное содержание, независимо от того, поднят ли он. Оруженосцы сильнее левитов и сражаются лучше или хуже в зависимости от рельефа поля боя.
Каждый тип бойцов противостоит одному или нескольким другим типам, уменьшая количество урона, наносимого противостоящими войсками. Этот штраф увеличивается, если противостоящее подразделение превосходит по численности противостоящее подразделение.
Тип | Выступления против |
---|---|
Лучники |
|
Кавалерия (легкая или тяжелая) |
|
Тяжёлые пехотинцы |
|
Копейщики |
|
Застрельщики |
|
Рыцари — это отдельные персонажи, которые участвуют в сражениях. При вашем дворе имеется максимальное количество рыцарей, и игра автоматически назначает на эту роль придворных и вассалов с наивысшим показателем доблести. Если вы не хотите, чтобы персонаж сражался (например, если вы не хотите рисковать жизнью своего единственного жизнеспособного наследника), вы можете запретить назначать его на эту роль на вкладке Рыцари на вкладке Военное дело.
Один искусный рыцарь стоит сотни обычных войск на поле боя. Это не преувеличение — каждый солдат в Леви имеет десять атаки и десять защиты, в то время как один рыцарь имеет сто атаки и десять защиты, причем оба показателя умножаются на его мастерство. Это означает, что рыцарь с проворством двенадцать имеет рейтинг атаки 1 200 и может получить 120 урона, прежде чем будет вынужден покинуть поле боя.
Поскольку рыцари — персонажи, они могут быть ранены, захвачены или убиты в бою. Это удаляет их и их впечатляющие показатели из армии.
Выбрав одну или несколько армий, вы можете приказать им маршировать в провинцию, щелкнув по ней правой кнопкой мыши. Армии автоматически выберут самый быстрый маршрут, но если вы хотите, чтобы они шли более медленным, но безопасным путем, вы можете щелкнуть правой кнопкой мыши на нескольких провинциях, чтобы приказать им маршировать к ним последовательно.
Приказы армии могут быть изменены во время движения, но если она находится на полпути между текущей провинцией и следующей, она должна закончить движение, прежде чем сможет выполнить новый приказ. Это означает, что армия на марше может быть вынуждена вступить в невыгодное сражение, если правильно выбрать время встречи.
Когда две вражеские армии одновременно находятся в одной провинции, происходит сражение. Если текущие приказы двух или более армий заставят их начать сражение, в провинции, где ожидается битва, появится значок. Значок также покажет, выиграют или проиграют ваши войска, и вы можете навести на него курсор, чтобы узнать, какие факторы привели к такому прогнозу. Если битва выглядит неблагоприятной, постарайтесь перенаправить свои силы до того, как они встретятся с армией противника.
Армии будут сражаться только в том случае, если их владельцы находятся в состоянии войны друг с другом, поэтому вам не нужно беспокоиться о сражении со встречными армиями, если они не имеют отношения к вашим текущим конфликтам. Это также означает, что ваши союзники будут сражаться только с теми вражескими армиями, которые участвуют в конкретных войнах, которые они согласились поддерживать.
Сражения разрешаются автоматически, но в течение большей части боя вы можете отступить, переместив свою армию в другую провинцию. При этом вы понесете потери, но, вероятно, меньшие, чем если бы вы остались и сражались.
Каждая провинция может поставлять максимальное количество войск, основанное на ее Развитии. Если в провинции больше войск (дружественных, вражеских или нейтральных), то пострадавшие армии начнут страдать от истощения, теряя солдат от голода, болезней и дезертирства каждый день. Вражеские армии страдают больше всего.
Истощение неизбежно, пока ваши войска находятся на вражеской территории, поэтому ожидайте некоторых потерь, избегая ненужного риска. В суровой местности, например, в пустыне или горах, потери больше, а в зимние месяцы они могут стать особенно смертельными. Если на знамени одной из ваших армий есть значок черепа, значит, в данный момент она страдает от истощения — подумайте о ее немедленном перемещении.
Когда армия стоит в столице графства, она осаждает провинцию. Рядом со знаменем армии появится счетчик, и когда он заполнится, графство станет оккупированным. Уровень форта обороняющегося баронства и наличие осадных орудий могут замедлить или ускорить этот процесс, но в большинстве случаев он займет несколько месяцев.
Оккупированные графства не дают никаких преимуществ своему владельцу и увеличивают военный балл оккупанта. Захват вражеской столицы или конкретных графств, названных в «Казусе Белли» текущей войны, приносит гораздо больше очков войны. Оккупированное графство можно вернуть, осадив его, причем осада законным владельцем или его союзниками займет значительно меньше времени.
Каждая война, в которой вы участвуете, отображается в правом нижнем углу экрана и обозначается гербом вашего основного врага. Под ним указан процент от нуля до ста. Чем выше число, тем ближе одна из сторон к победе в войне — зеленые цифры означают, что ваша сторона побеждает, а красные — что побеждает ваш противник.
Вы можете набирать очки войны для своей стороны, выигрывая сражения, захватывая территории и беря пленных. Когда количество очков войны одной из сторон достигнет ста процентов, она сможет заставить своего противника сдаться. Прислушивайтесь к звуку рога всякий раз, когда вы набираете очки войны — этот звуковой сигнал означает, что вы достигли необходимого порога для победы. Чтобы начать мирные переговоры, просто нажмите на герб той войны, которую вы хотите прекратить.
Если война длится долгое время без явного победителя, любая из сторон может предложить Белый мир, прекратив войну без каких-либо требований. Атакующий потеряет небольшое количество престижа или благочестия в зависимости от причины, но это лучше, чем капитуляция. Противник не примет Белый мир в войне, которую он сейчас выигрывает, поэтому лучше всего предлагать Белый мир, когда у вас есть преимущество, но вы не в состоянии нанести последний удар.